На одном из многочисленных мероприятий, на которое меня занесла судьбинушка, услышал классную фразу. Она заключалась в том, что есть взрослое общество, а есть детское.

Их очень просто отличить. Во взрослом, люди ведут себя по-взрослому. Это значит, они самостоятельно организуют свой график, они проактивны, они способны видеть картину в целом, и понимать, для чего они делают каждое действие.

В детском все наоборот. Люди привыкли работать из под палки, где не пнешь — не поедешь. Типичный пример: пока не придет начальник и не накричит, работа стоит полностью. Потом он уходит, и народ, обиженно бубня, начинает хоть как-то шевелиться. Все направлено на то, чтобы быстрее сделать и забыть, неважно, пострадает в итоге качество, или нет. Взрослые люди ведут себя как дети, если не сказать хуже, проведя аналогию с самыми близкими нам по крови животными.

Само собой напрашивается связать взрослое общество с Западом, а детское — с нашими, восточноевропейскими реалиями.

И ведь самое обидное, это идет с самых основ — образования. К сожалению, я не могу из своего опыта сказать, как устроены школы в той же Европе, но зато я своими глазами видел и могу сравнить обучение в моем родном белорусском университете, и одном из ВУЗов Германии.

В Германии у студентов совершенно небольшая обязательная программа, и причем они сами выбирают, на какие предметы из предложенного списка им ходить, и в каком количестве. Но зато вся работа у них происходит после учебы, когда они часами сидят в библиотеке или медиатеке, самостоятельно добывая информацию.

библиотека рурского университета бохума

И затем я вспоминаю свой родной универ, с обязательной программой, и некоторыми, просто чудовищными предметами. Я уже всех не помню, но один предмет мне запомнился совершенно отчетливо — университетоведение. Я понимаю, знать историю своего университета в принципе надо, но просто обидно, что пока мои ровесники в других странах изучают, условно, программирование в ГИС, я изучал, когда появился какой-нибудь факультет. Неужели нельзя это просто где-то оформить на стендах, или при поступлении раздавать какие-то брошюры, а не тратить на это целый семестр, семестр, Карл!

И вот он собственно раскол — пока одни учатся самостоятельно расставлять приоритеты, управлять своим временем и осознанно строить свое образование, другие прикидывают, сколько пар по университетоведению можно пропустить, чтобы препод не очень спалил и в итоге поставил зачет.

Но хорошая новость заключается в том, что выбор: играть роль ребенка или взрослого — он полностью за вами. Не нужно все спихивать на систему. Не нравится университетская программа — занимайся дополнительно сам своим образованием, благо, халявных курсов в интернете полно, даже на той же Курсере.

На мой взгляд, одним из важнейших навыков является способность делать что-то полезное не потому, что будет больно, если не сделаешь, а потому что ты сам этого хочешь. Работать без внешних стимулов и пахать даже тогда, когда не видишь результатов, но знаешь, что ты на правильном пути.

Понаблюдайте за собой, на что вы тратите свободное время, и потом умножьте это на 20 лет. Вам нравится эта картинка?